Гагаузия: факты, аргументы, события

 

28 октября 2010

Что сдерживает наш европейский оптимизм?

Сейчас на сайте посетителей

К архиву новостей

НА ГЛАВНУЮ

2010 г.
2011 г.

Здесь могла быть ваша реклама

Когда отдельные люди говорят, что в Молдове есть сторонники вхождения страны в Евросоюз и есть противники, они не вполне точны. На самом деле, сторонниками являются практически все жители, просто некоторые относятся к этому слишком скептически, слишком с большой долей недоверия. А поскольку у нас своя гордость, как у той лисицы из басни, которая не смогла достать виноград и заявила, будто бы он зеленый, то мы тоже порой можем себе позволить отмахнуться: «Не больно-то и хотелось»!

Смею предположить: если бы вдруг случилось необъяснимое чудо, и ЕС прислал Молдове приглашение немедленно вступить в ЕС без всяких предварительных условий, то люди мгновенно забыли бы о своей лени ходить на референдумы, и мигом поддержали бы объединение с Европой. Показателен пример, как буквально на днях в Комрате бушевала толпа страждущих подать заявление на признание своего болгарского происхождения. Здесь в регионе уже и так немалое число жителей имеют второе гражданство: болгарское, украинское, российское, на худой конец – румынское. И число таких граждан сдерживалось отнюдь не болезненным патриотизмом остальных, а лишь ценой корыстолюбивых посредников за услуги по содействию в получении «запасного гражданства». Как только из Болгарии приехал официальный представитель государства и стал бесплатно принимать документы, буквально за два дня у дверей столпилось больше тысячи человек.

А ведь он даже не гражданство выдавал! Даже не гарантии, нет, всего лишь призрачный шанс получить признание происхождения, которое потом может дать право претендовать на гражданство, всего лишь ШАНС уже собрал неуправляемое количество людей! А если бы гражданство прямо тут непосредственно «раздавалось»? Убежден: жизнедеятельность города в эти дни была бы буквально парализована! У дверей столпилось бы, и усиленно работало бы локтями, поголовно все население, закрылись бы все предприятия и учреждения! В образовавшейся давке были бы жертвы!

В этой связи хотелось бы сказать, что рассказывать в Молдове, в Гагаузии о Европе и Евросоюзе надо. Несомненно, надо. Но агитировать за него практически не вижу смысла. Если уж говорить об агитации, то ее следовало бы направить другой аудитории – европейской. Именно там стоит «стоп-кран». Если бы сама Европа не была против «поглощения» в своих объятиях Молдовы, наша маленькая страна была бы там уже вчера. Подтверждением этих слов являются не только проведенные в Европе опросы населения, но и публичные высказывания ряда ответственных чиновников. Так, например, говоря о Восточной Европе, Хизер Грейб, представитель Центра европейских реформ, заявила однажды: «Белоруссия слишком авторитарна, Молдова слишком бедна, Украина слишком велика, а Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное членство в ближайшее время». Вот где тормоз! Вот кого надо агитировать!

Теоретически Евросоюз еще может расширяться, и именно это питает наши надежды. С момента основания Евросоюза как Европейского объединения угля и стали в 1952 году, прошедшие расширения увеличили число стран-участников с шести до двадцати семи. Дальнейшее расширение Европейского союза открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49).

Является ли страна европейской, определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС. И эти оценки очень строги. Одного желания здесь, даже самого искреннего, явно недостаточно. В этом можно убедиться на примере Турции, пытающейся вступить в союз европейских держав еще с 1987 года! И в отличие от Молдовы, Турция является 15-й экономикой в мире, у нее вторые в Европе по численности Вооруженные Силы, и она является учредителем Совета Европы, а также членом НАТО. Но даже всего этого оказалось недостаточно.

Именно это и пугает потенциальных сторонников европейского объединения в Молдове. Когда речь заходит о перспективах объединения через 20-30 лет, у многих внутренне опускаются руки и возникает желание перенаправить энергию на деятельность в других, более доступных направлениях.

Таким образом, наибольшим тормозом в нашем европейском векторе развития являются, как ни странно, не столько наши реальные проблемы, сколько наша их слишком самокритичная и пессимистичная оценка. И работа с народом должна проводиться именно в этом направлении, по принципу: «Глаза боятся, а руки делают». Чуть больше оптимизма, и у нас все получится! Не присоединимся к Европе, так хотя бы сделаем Европу у себя дома…

Д. Попозогло

ПОДРОБНОСТИ:




Хостинг от uCoz