|
Европейская интеграция: страхи и надежды
Мы живем в хорошее время, когда маяком развития является демократия, а расположен этот маяк – в Европе. Для демократии присуще миссионерство, в отличие например, от монархического империализма, который свое влияние распространял посредством беспардонного экспансионизма. Как показывает практика, демократия также способна притягивать территории, но гораздо мягче: через культурное влияние, культурное миссионерство.
Мы живем в хорошее время, когда безграничный суверенитет – это не самоцель, ради которой когда-то проливались моря крови. Люди предпринимали колоссальные усилия, приносили огромные жертвы ради того, чтобы друг от друга оградиться – крепостной ли стеной, глубокой ли рекой или колючей проволокой на границах. Тысячелетия потребовались для того, чтобы понять: нет радости в этих границах, одни проблемы от них.
Долгое время Соединенные Штаты Европы казались красивой утопией. Но существование Советского Союза наглядно демонстрировало принципиальную возможность сосуществования многонациональной многоконфессиональной федерации на гигантской территории. Развалился этот союз не по внутренним причинам, а из-за того, что его практически весь мир опасался и жаждал развала, работал в этом направлении. Политика мелких шагов, капля за каплей, разбивала гранит Союза Советских Республик. Но при этом все лучшее, что было им продемонстрировано, было взято Западом на вооружение.
Европейский Союз в глазах бывших советских граждан – это своеобразный «СССР» на западе. И поскольку поколение людей, помнящих СССР, еще живо и активно, идея европейской интеграции Молдовы будет восприниматься не как угроза суверенитету страны, а как возвращение к нормальной жизни в большой семье, большой коммунальной квартире.
Собственно, и суверенитет-то свой мы получили случайно. Мы не добивались его в вековой борьбе с колонизаторами, не лили за него кровь. Поэтому цена этого суверенитета для населения на самом деле не столь велика, как иногда для красного словца любят изобразить. И неучастие в последнем референдуме по важнейшему для государственного устройства вопросу – о Президенте страны - тоже свидетельство ненужности в подсознательном восприятии населения этого государства и отстраненности граждан от его проблем. Есть ощущение, что помани только кто-то достойный пальцем, и народ Молдовы легко отречется от большей части своего суверенитета в обмен на более конкретные, более близкие к очагу и желудку приобретения.
Желание отдаться под власть Европарламента, европейских стандартов во всем, европейских законов и правил для Молдовы – это не что-то необычное. Молдова имеет весьма скромный опыт существования в качестве суверенного государства. Во всяком случае, на протяжении новейшей истории. Практически, не от чего отказываться. Гораздо удивительней, что такие страны как Германия и Франция смогли отстраниться от национального эгоцентризма и согласиться на единую валюту, единые правила, открытые границы. Если уж они это смогли сделать, значит дело того действительно стоит!
В Молдове мало кого надо агитировать за Европу. Практически все – за. Наоборот, есть некое нетерпение и разочарование от осознания того, что мы там мало кому нужны, и перспектива слияния с Европой – не близкая. И в этом по-детски нетерпеливом ожидании чудесного объединения кроется, пожалуй, главная опасность. Ведь за всяким подобным детским «хотением» следует, как правило, разочарование.
Показательна в этом отношении работа одного малолетнего художника, которая была отмечена на конкурсе рисунков о европейской интеграции, организованном в Комрате неправительственной организацией «Про-Европа». Ребенок свои проевропейские ожидания изобразил в виде… волшебного Цветика-Семицветика из известной русской сказки. Малышу такие розовые ожидания простительны, но увы, так же примерно представляют себе евроинтеграцию и многие взрослые: придет к нам Европа, и все наладит, денег даст, все желания исполнит. Рай, да и только. Помнится, как широко улыбались и дружно мотали головой немецкие гости, когда им показали упомянутый рисунок. «Нет, - говорили они, - Европа, это совсем не Цветик-Семицветик».
Чтобы не было разочарования и последующего уныния, а уныние считается одним из смертных грехов, надо идти в Европу с открытыми глазами, осознавая: что реально она может дать, и что взамен отберет. Если такой обмен уместен, если он устраивает – тогда и надо принимать решение.
Пока что наших граждан больше всего привлекает открытость границ, свобода перемещения. Поэтому для проверки истинного стремления к полной интеграции в Европу, в качестве экзамена на зрелость, было бы неплохо предоставить гражданам Молдовы безвизовый въезд в Европу уже на нынешнем этапе. И посмотреть – после личной, персональной интеграции, будет ли народ так же желать интеграции вслед за собой и всей территории государства. Вполне допускаю, что острота желания спадет.
Какие проблемы может создать вхождение Молдовы в Европу? Их будет очень много. Основные связаны с квотированием производства в ЕС и лицензированием, сертифицированием. Для такой небольшой территории Молдова производит неадекватно много винограда и вина, сахара и некоторых других видов продукции. В рамках предоставленных квот эти производства угаснут, а может быть, будут потеряны совсем. Мало того, что нас ограничат количественно, так мы еще и не сможем сертифицирование пройти.
Отдельная статья тревог и опасений – это чрезмерная забюрократизированность европейских структур. Да, на развитие выделяются большие фонды, но надо очень постараться, чтобы выбить из них себе хоть 1 евро. А выбив, надо потом держать ответ за использование, извести горы бумаги на отчеты. И все это сделать качественно, профессионально.
Этому еще предстоит научиться. Даже ушлые литовцы в первый год после интеграции показали неубедительный результат, чуть было в минус не вышли. Дело в том, что страна сначала вносит взнос в общую копилку, а потом из нее должна выбивать себе фонды. Внести легко, а получить – надо здорово постараться, даже несмотря на то, что новые и слаборазвитые страны имеют некоторые преимущества перед «странами-донорами», на которых вся ЕС пока и держится.
Четверть населения Литвы уехала в Европу чуть ли не в первые же недели объединения. То же самое ждет и нас. Потом ситуация, правда, стабилизируется, а часть населения – уже с деньгами – даже возвращается. Но шок страна испытает однозначно.
Здравый ум подсказывает, что стремиться в Европу надо, но не спеша. Надо подтягивать стандарты, производство, законы. Надо заранее оценить риски и завершить перепрофилирование до шокового объединения. Надо еще до объединения научиться торговать с Европой и заиметь там надежных партнеров, еще лучше – инвесторов. И вообще, надо понимать, что в период конфетно-букетного ухаживания внимания и помощи выделяется больше. После объединения начнутся в большей мере обязанности и обязательства, а на этапе подготовки к объединению есть почти безграничные возможности для обращений за односторонней помощью и поддержкой. Нам будут охотно помогать и многое прощать за наше стремление к их стандартам, за благоговейное уважение к их достижениям и авторитету. И надо демонстрировать это стремление максимально долго, продлевая себе удовольствие быть маленьким, капризным, несмышленым, но требовательным ребенком. После объединения этому ребенку уже будут ставить двойки за плохо выполненное домашнее задание, и даже ставить в угол за плохое поведение.
Объединение Молдовы в семье европейских народов – неизбежно. Оптимисты верят, что рано или поздно там окажутся все европейские нации, даже не совсем европейские Россия и Турция. Талант руководства нашей страны будет заключаться лишь в том, чтобы не слишком форсировать это объединение, но и не опоздать с ним, не прийти в числе последних. А если объединение по каким-то причинам на нашем веку не состоится, будем себя утешать хотя бы тем, что «не догнали, так хоть согрелись» (надеюсь, этот старый анекдот про петуха знают все). В данном контексте «согрелись» будет означать, что нам удастся жить как в Европе, перенять все их стандарты, даже если формально мы останемся по ту сторону новой «Берлинской стены». В конце концов, мы хотим в Европу именно потому, что хотим жить, как в Европе. Если этого удастся достигнуть без формального объединения, цель по-своему все равно можно будет считать достигнутой.
Д. ПОПОЗОГЛО
На страницу новостей
НА ГЛАВНУЮ
|